Фильмы Гаса Ван Сента: от худшего к лучшему

Гас Ван Сент – один из самых непредсказуемых режиссёров нашего времени. За свою продолжительную и насыщенную карьеру он снимал как микробюджетные экспериментальные фильмы с неизвестными актёрами, так и мейнстримные голливудские картины, завоёвывающие бокс-офисы.

Его новая лента – «Не волнуйся, он далеко не уйдёт» – где-то посередине. Однако чтобы определить место данного фильма в карьере постановщика, мы пересмотрели всю фильмографию Гаса Ван Сента и составили список его работ от худшей к лучшей с небольшими комментариями о каждой картине.


17. Даже девушки-ковбои иногда грустят / Even Cowgirls Get the Blues (1993)

MV5BMTgyOTEyODgwOV5BMl5BanBnXkFtZTcwMDc3NTQ0NA@@._V1_SY1000_CR0,0,1504,1000_AL_.jpg

Наименее внятное и интересное кино Ван Сента с Умой Турман в главной роли, номинированной в последствие за свою работу на «Золотую малину». Глупое роуд-муви, выполненное в полу-экспериментальном стиле, с непонятной авторской позицией – то ли Гас высмеивает феминизм, то ли в странной манере им любуется, превращая его в чистой воды абсурд.


16. Земля обетованная / Promised Land (2012)

MV5BMTYyNTMyMDA1Ml5BMl5BanBnXkFtZTcwMjY5MzQ3OA@@._V1_SX1500_CR0,0,1500,999_AL_.jpg

Самая слабая работа Ван Сента на современном отрезке его карьеры – блеклое, монотонное и отчаянно старающаяся выглядеть академической голливудской историей кино о корпоративном агенте, который в маленьком городке пытается выкупить скважину у нежелающей того общины. Ни Дэймон, ни МакДорманд не могут вспахать эту холодную, неплодотворную для сценарного развития почву.


15. Не сдавайся / Restless (2011)

b24efabb44b1a8845225fda9f0b7abed.jpg

Ещё одно вымучено академическое кино, которое на протяжении всех полутора часов отчаянно старается выжать из зрителя поток слёз своей искусственной сентиментальностью и зацикленностью на темах смерти и обречённой любви. Тематически Ван Сента ещё не отпустила его великолепная «трилогия о смерти», однако художественно картина лишена всякой нетривиальности и изобретательности. Приятно смотреть лишь на отчаянные старания Васиковской, но этого, конечно же, мало.


14. Море деревьев / The Sea of Trees (2015)

sea-of-trees.jpg

Самый оглушающий провал Ван Сента в фестивальной среде – в 2015 году «Море деревьев» обсмеяли, забукали и фактически уничтожили в Каннах, отчего про картину благополучно забыли на год, а затем совершенно незаметно выпустили на домашних носителях. Не помогли даже громкие имена в касте – Мэттью МакКонахи, Наоми Уоттс и Кен Ватанабе. Но Ван Сент сам виноват, в который раз вдался в самоповторы – история вращается вокруг двух самоубийц в японском лесу Фудзи и их одержимостью смертью. Всё это ужасно мрачно, депрессивно и, как результат, неописуемо монотонно, однако неплохое музыкальное сопровождение и красивая операторская работа всё же не позволяют назвать «Море деревьев» полнейшей катастрофой.


14. Психо / Psycho (1998)

MV5BNzQxNTBjZDUtYzdiZS00ZmEzLWI1YzQtNGExZGQ2MTcyMzgwXkEyXkFqcGdeQXVyMjUyNDk2ODc@._V1_.jpg

Снять покадровый ремейк классики хоррор-жанра самого Хичкока с охапкой известных голливудских актёров – задумка спорная. Однако Гас не сумел совладать со своими амбициями и банально не справился. Его единственный в карьере фильм ужасов напоминает посмешище – по крайне мере без улыбки на лице на всё это смотреть не получается, особенно на Винса Вона в роли Нормана Бэйтса. «Психо», конечно, не назовёшь хорошим произведением, однако глупо будет отрицать, что смотреть вансентовскую версию как минимум очень весело и при желании можно легко растаскать на мемы, чем не может похвастаться ни один другой фильм режиссёра.


12. Найти Форрестера / Finding Forrester (2000)

2560x1440.jpg

Приторная голливудская feel-good story, напоминающая фильм Спайка Ли, если  бы тот снимал задушевный мейнстрим. Кино о дружбе чернокожего парня из гетто, способного и любящего читать, и ворчливого старика-затворника. Две противоположности, разный бэкграунд, общие увлечения. Безусловно, на эту же тематику есть фильмы и поинтереснее.


11. Харви Милк / Milk (2006)

2008-Milk-06.jpg

Снять интересный байопик – задача сама по себе сложнейшая. Далеко не у всех получается не скатываться в пересказ или же быть беспристрастным. Для Ван Сента, открытого гомосексуалиста, история первого политика-гея, очевидно, не просто история. Возможно, поэтому он хотел сделать кино таким образом, чтобы его увидело большее количество людей. В итоге, «Харви Милк», конечно, получил связку номинаций на Оскар и даже парочку статуэток (за отличный сценарий и не самую лучшую в тот год мужскую роль для Шона Пенна), но фильму не хватает художественной самостоятельности и свежего режиссёрского взгляда. Посему кино не особо выделяется из ряда ежегодно штампуемых пачками байопиков.


10. Мой личный штат Айдахо / My Own Private Idaho (1991)

idahohed.jpg

Фильм, провозгласивший Ван Сента как мастера авторского кино на весь мир. В этом во многом заслуга покойного Ривера Феникса, снявшегося в главной роли и получившей за ней Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале. Он на пару с Киану Ривзом (любопытно, но с тех времён актёр внешне абсолютно не изменился) воплотили парочку хастлеров, отправляющихся в дорожное путешествие на поиски мамы главного героя. Эстетика раннего Ван Сента во всей красе: экономия кадрового пространства, экспрессивность протагонистов, естественное присутствие абсурда и сквозная для всей режиссёрской карьеры тема социальных изгоев.


9. Последние дни / Last Days (2005)

037566.jpg

Славное медитативное кино, завершающее условную «трилогию о смерти» Ван Сента. Майкл Питт, очень сильно напоминающий Курта Кобейна (в титрах же режиссёр подчёркивает, что все совпадения случайны, их история – чистый вымысел, но мы-то всё понимаем), шатается в своём домике в лесу, периодически сочиняя музыку и тревожно заигрывая с заряженным ружьём. Ван Сент избегает последовательности, часто зацикливает кадры и реконструирует те же эпизоды с других ракурсов – другими словами, делает то же самое, что он делал и в «Слоне». Кобейн, простите, Блейк предпочитает одиночество, даже когда к нему вваливаются друзья, он словно призрак, живущий в доме, часто камера случайно выхватывает его на заднем фоне в другой комнате, пока другие персонажи развлекаются на первом плане. Таким образом, режиссёр чётко ставит главную тему фильма – ментальная изоляция (в противовес другим типам изоляции своей авторской трилогии).


8. Не волнуйся, он далеко не уйдёт / Don’t Worry, He Won’t Get Far on Foot (2018)

Dont-Worry-He-Wont-Get-Far-on-Foot.jpg

Самая свежая режиссёрская попытка Гаса – очередной байопик, но на этот раз о карикатуристе Джоне Каллахане, у которого алкоголь и автомобильная авария отняли возможность ходить, но не его прекрасное чувство юмора на грани фола. Ван Сент, помня о ещё недавнем провале «Моря деревьев», решил перестраховаться и снял простенький биографический фильм, чья чрезмерная сентиментальность и акцентирование на жизнеутверждающей истории напоминают «Умницу Уилла Хантинга», снятого в постдепрессивной рецессии. Примечательно, что титульная роль изначально рассматривалась под Робина Уильямса, но сыгравший её в итоге Хоакин Феникс ознаменовал собой одно из лучший кастинговых решений в фильмах Ван Сента со времён чуть ли не своего брата – Ривера или даже самого Уильямса.


7. Дурная ночь / Mala Noche (1986)

253id_1014_065_w1600.jpg

Режиссёрский дебют Ван Сента пришёлся на середину восьмидесятых, став неожиданно флагманом только набирающего популярность квир-кино и сделавшего самого Гаса чуть ли не главным идеологом New Queer Cinema. В крайне экспериментальной манере начинающий режиссёр решил рассказать об истории любви гея Уотла, торгующего табаком и алкоголем в магазине, и нелегального иммигранта из Мексики на фоне мрачного, грязного и неприглядного Портленда. Кино стало первым примером кинематографического гранджа и отличалось особой неугомонной спонтанностью раннего Ван Сента – словно Stranger Than Paradise Джармуша в аранжировке Sex Pistols.


6. Параноид-парк / Paranoid Park (2007)

paranoid-park-1200-1200-675-675-crop-000000.jpg

Неофициальная четвёртая часть «трилогии о смерти» как в плане режиссёрского подхода, так и тематического уклона. Кроме того, последний чисто авторский фильм Гаса Ван Сента по сегодняшний день. Снятая без профессиональных актёров и с частым использованием ручной камеры, лента рассказывает о старшекласснике Алексе, отчуждённом ото всех и замешенном в чём-то страшном, что впоследствии раскрывается зрителю с помощью флешбэков и флэшфорвардов. Долгие планы, уклон на реализм (реальные школьники играют школьников, даже в своей собственной одежде), импрессионистская операторская работа Кристофера Дойла, акцент на звуковой оболочке фильма – всё это делает «Параноид-парк» одной из самых любопытных картин в карьере режиссёра. Вдобавок, это ещё искреннее признание в любви к культуре скейтбординга.


5. Аптечный ковбой / Drugstore Cowboy (1989)

MV5BYjQyZWYwYWUtYzA3Yy00ZTU1LTk2ODgtMTM3NTlkNWJhNWIzXkEyXkFqcGdeQXVyMjUyNDk2ODc@._V1_.jpg

Второй фильма Ван Сента, с которым он впервые поехал на международный кинофестиваль, и после премьеры в Берлине прославивший его за пределами Штатов. Экранизация полубиографического романа о наркомане Бобе и его банде, колесящей по стране и грабящей аптеки ради дозы. В роли протагониста Мэтт Диллон. Любимая тема режиссёра изгоев общества, маргиналов, получила крайне увлекательное воплощение в виде роуд-муви, наблюдать за развитием которого одно удовольствие.


4. Умереть во имя / To Die For (1995)

To-Die-For.jpg

Возможно, самое отвязное и увлекательное кино в карьере американского режиссёра. История вертится вокруг сногсшибательной Сьюзен (невероятная Николь Кидман), которая плетёт интриги и манипулирует мужчинами словно марионетками. Кино снято в псевдодокументальной манере, где перемешиваются как бы реальные интервью участников событий и сами события – конечно, первая ассоциация при просмотре сейчас это «Я, Тоня» с Марго Робби, которая там прямая противоположность сексапильной Кидман у Ван Сента. На втором плане засветились Мэтт Диллон и молодые Хоакин Феникс с Кейси Аффлеком.


3. Джерри / Gerry (2002)

00-Gerry-lyingdown-crop_1000_420_90_c1.jpg

«Джерри» ― удивительный фильм. Первая часть чисто авторской трилогии Ван Сента, продолженной затем «Слоном» и «Последними днями». Кино, снятое всего с двумя актёрами и без какого-либо сценария (перед съёмками Гас вместе с Мэттом Дэймоном и Кейси Аффлеком сожгли его на костре). Все диалоги сымпровизированы, как и большинство событий фильма, если там вообще можно выделить эти «события». Фабула такая: два друга, каждого из которых зовут Джерри, поехали в пустыню, чтобы найти какую-то мистическую «штуку», но в итоге свернули с тропы и потерялись. Теперь они блуждают по пустыне, мучаясь от жажды и болтая обо всём на свете. Длиннющие операторские планы, часто монотонные (к примеру, нам просто показывают чистых 5 минут, как герои молча идут по пустыне), тотальный абсурд, физическая изоляция. Единственный минус всего этого амбициозного перфоманса в том, что ближе к конце Ван Сент настолько замедляет ход своего фильма, буквально обездвиживает, что «Джерри» невольно испытывает клиническую смерть. Для постоянного зрителя Гаса Ван Сента это как минимум непривычно.


2. Умница Уилл Хантинг / Good Will Hunting (1997)

good_will_hed.jpg

Плохо это или хорошо, но именно с этим фильмом у большинства ассоциируется имя Ван Сента. Что впрочем неудивительно: «Умница Уилл Хантинг» стал настоящим и самым громким в карьере режиссёра хитом – огромные кассовые сборы, взаимная любовь зрителей и критиков, 9 номинаций на Оскар. Никто не смог устоять перед столь яркой и духоподъёмной историей любимого вансентовского изгоя, но ещё и вундеркинда, коим стал драчун и математический гений Уилл. За историю, между прочим, отвечали двое – Бен Аффлек и Мэтт Дэймон, оба получили по Оскару за свой сценарий, который без преувеличений их лучшее творение по сей день. Именно сценарий к «Уиллу Хантингу» прославил этот творческий дуэт, чья работа на удивление изобилует оригинальными ходами, нетривиальными диалогами и увлекательными микро-историями как у какого-нибудь Тарантино. И всё это подкреплено великолепной актёрской игрой. Причём не только Робина Уильямса, который заслуженно получил Оскар за ту роль да и вообще максимально близко тогда приблизился к статусу божества актёрского искусства, но и самого Дэймона в титульной роли. Даже спустя года, даже с учётом наивысшей степени «мейнстримности», которой Ван Сент достигал в своей карьере, перед шармом и обаянием «Умницы Уилла Хантинга» никак не устоять.


1. Слон / Elephant (2003)

968full-elephant-screenshot.jpg

Главный шедевр к карьере Ван Сента, за который он получил в Каннах Золотую пальмовую ветвь и награду лучшему режиссёру. Именно «за который», а не «потому что». Страшное кино по своей сути. Без ухода не территорию хорроров Ван Сенту удалось снять один из самых страшных фильмов 21 века, рассказывающий о стрельбе в школе «Колумбайн». Длинные, без монтажа, планы с преследующей камерой, художественный минимализм, отказ от музыкального сопровождения и редкие диалоги превратили «Слона» в полудокументальное отстранённое  наблюдение за поведением подростков. Ван Сент, очевидно вдохновившийся кинематографом Белы Тарра, максимально искусно адаптировал киноязык венгерского постановщика под американскую почву. Нелинейное повествование и отсутствие протагониста помогают дистанцироваться от происходящего на экране, так сказать, взглянуть на события «холодной головой», отчего яснее прослеживаются основные темы режиссёра – социальная изоляция и иррациональность смерти – а также авторские художественные решения. Примечательно, что Ван Сент даже не стремится искать ответы и строить догадки о причинах страшной трагедии, наоборот он максимально старается отойти от пресловутого «социального кино» (что с выбранной темой фактически невозможно), сбегая на территорию поэтического кино, где правит эстетизм в первую очередь.

«Не волнуйся, он далеко не уйдёт» уже в кино.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s