Strelka-2018: «Диамантино» и «Подбросы»

В первом выпуске дневника со Strelka Film Festival by Okko рассказываем о двух совсем разных, но очень странных фильмах – один с наградами Каннского кинофестиваля, второй получил призы на Кинотавре.


Португальская мечта об изоляции от мира и клонировании Роналду

MV5BMDI3NTFhMGUtODcxMi00MjU2LTgxZmYtMTI2ZmVlNzllNjJlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Частично нарочито-фальшивый политический крик, частично причудливый и экстравагантный сай-фай триллер, склеенные Нутеллой и облаками сахарной ваты в лёгкое романтическое мечтание двух режиссёров-дебютантов, «Диамантино» ― тот самый фильм, который лучше всего смотреть, не зная предварительно о нём ничего. Лучше всего просто пойти на него вслепую и погрузиться в водоворот иррациональных и безумно смешных событий с такой же блаженностью и жизнерадостностью, которыми определяется лёгкомысленный главный герой, он же мировая суперзвезда футбола и гордость нации – Диамантино (Корлоту Котто).

MV5BZjJkMWU4ZDMtYjE3Zi00YjgzLTgxZDYtZmFmY2QwMmMwYTVlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Перед тем как сказать пару слов о безумном сюжете, нужно отметить, что фарс – не является целью этого проекта. Американо-португальский дуэт режиссёров в лице Дэниэла Шмидта и Гэбриела Абрантеса не просто демонстрируют нам безграничность своей фантазии, дабы рассмешить и удивить зрителя, во весь этот хаос и абсурдность происходящего они вклинили весьма оригинальную и своевременную политическую сатиру на сегодняшнюю Португалию и Евросоюз. Кроме того, здесь нашлось место и крайне изобретательным комментариям на темы беженцев, или, выражаясь языком главного героя, «бегунков», а также однополых отношений – поэтому даже в таком чисто комедийном трэше оказались соблюдены все главные тенденции современного прогрессивного европейского кино.

MV5BMWU3OGY3MjgtNzMzOC00NGFkLThlOWUtMmY4NmE2YzgwY2RhXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Диамантино – одарённый не большим умом, а огромным спортивным талантом футболист и секс-символ португальской сборной, приносящей ей победу в каждом матче. Его кличут современным гением, все пытаются разгадать его тайну дриблинга, понять, что у него в голове, когда он на поле. А в голове у него буквально следующее: сладкая вата, в которую превращается футбольное поле во время его игры, а противники становятся гигантскими пушистыми щенками. Стоит ему получить мяч, как Диамантино начинает ловко вальсировать сквозь розовую вату, уворачиваясь от милых пёсиков, чтобы поразить очередные ворота (на этот раз сборной Чили) и вывести свою сборную в финал чемпионата мира в России, где их противником станет сборная Швеции. Всё бы ничего, но за пару  дней до финала Диамантино, плавая на яхте в океане со своим отцом, встречает беженцев из Африки, добирающихся до берега на одной маленькой лодочке. Увидев страдания в их глазах, розовые очки, через которые наш герой привык смотреть на мир, с треском раскалываются, поселив в душе Диамантино глубокое беспокойство за тех людей. Мысли о «бегунках» не оставляют его и на поле, во время игры со Швецией, когда на последних минутах матча у Диамантино выпадает шанс спасти свою страну от проигрыша, реализовав пенальти. Но проблема в том, что сахарная вата превратилась в холодный враждебный океан, а милые щенки в несчастных беженцев – Диамантино не забивает пенальти, отчего его жизнь начинает стремительно идти под откос.

MV5BNGEyYzU2MjctMDJiNS00MTE4LWJkMTEtN2NhY2IwZDBjOWMzXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Но всё это только начало, самое безумие пойдёт потом. Например, сразу после поражения Диамантино решает усыновить «бегунка», которым становится Рахим – переодетая лесбиянка-спецагент разведки Португалии под прикрытием Аиша (Клео Таварес), а тайная организация хочет клонировать Диамантино, чтобы создать безупречную футбольную команду из 11 гениев, благодаря победам которой Португалия сможет не от кого не зависеть, выйдет из Евросоюза и наконец построит стену по всей своей границе. Можно, конечно, ещё немного рассказать про весь этот невероятный полёт фантазии авторов фильма, поскольку такое кино вряд ли когда-нибудь вообще попадёт в российский прокат, но всё же хочется оставить небольшой элемент неожиданности при просмотре. Главное заинтересовать, а дальше только нужно будет дождаться возможности познакомиться с этим фильмом.

MV5BOTdkNjY2ZjMtOTlmYi00YjkzLThhY2EtOGVkOThiOTkyYTRlXkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_.jpg

Кино в первую очередь чарует своей простотой и наивностью – здесь, конечно, главная заслуга лежит даже не на плечах режиссёров, а на исполнителе главной роли. Очевидно, что перед нами карикатура на Криштиану Роналду – начиная с портретного внешнего сходства (даже причёска точь-в-точь) и заканчивая нарциссичной натурой и безоговорочным футбольным талантом. Роналду – вероятно, сейчас самый известный уроженец Португалии, отчего Шмидт и Арбантес даже здесь попали, так сказать, в тренд, не говоря уже о выпуске картины прямо под чемпионат мира в России. Нельзя не поддаться под очарование столь безмозглого, но безгранично доброго героя, который предстаёт перед нами столь же уязвимым и милым, как его ручной котёнок по имени Варежка, которого он берёт везде с собой. Даже в отношениях со своими стервозными сёстрами-близняшками, вечно орущими на Диамантино и пытающимися обворовать недалёкого брата, герой показан до ужаса наивным и добросердечным.

MV5BMTlhMzNkMmYtOTg3MS00M2RjLWI5M2QtZTIzOWE3OWExMDk4XkEyXkFqcGdeQXVyNTc5OTMwOTQ@._V1_SX1777_CR0,0,1777,744_AL_.jpg

Совершенно глупый, отчего невероятно смешной фильм, «Диамантино» ― является не только португальской фантазией о гордости своей страны, гениальном футболисте, питающимся исключительно блинчиками с Нутеллой и печеньями Орео, его возвращении в гармонию и огромных пушистых щенках. Это нетривиальная сатирическая сказка, которая одновременно дурачится вместе со своим главным героем и непринуждённо поднимает много важных современных тем, несерьёзный подход к которым придаёт им свежести и новую форму. И да, у Роналду теперь появился неожиданный, косвенный кинематографический памятник, о существовании которого он, вероятно, даже не догадывается. Что ж, ждём ответ от аргентинцев с присущим им магическим реализмом и главным героем, рекламирующим вместо трусов чипсы.

Оценка: 3.5/5


«Везде чужие»

3bddbf8705094234b85baf87fd2d.JPG

«Есть два типа людей: те, кто подбрасывают, и те, кого подбрасывают», ― этой фразой из монолога далеко второстепенного героя в исполнении Максим Виторгана третий фильм Ивана Твердовского буквально раскалывается надвое, образуя впервые за всю фильмографию режиссёра необходимый просвет, наконец символизирующий о прогрессе и зрелости авторской позиции молодого постановщика. Сам-то персонаж Виторгана относится вообще к третьей категории людей – под него подбрасывают – к которой Твердовский пока сам не разобрался, как относиться, но это не столь важно. Важно то, что последовавшие за упомянутым монологом события относятся уже скорее к эпилогу фильма, что попросту слишком поздно для «спасения» «Подбросов», но в то же время весьма своевременно для того, чтобы поубавить выработанный предыдущими тремя фильмами скепсис по отношению к режиссёру и с любопытством ждать его следующий проект.

Но пока перед нами «Подбросы» ― кино с замечательным двусмысленным названием. Во-первых, главного героя, юношу Дениса (Денис Власенко), в раннем детстве мама (Анна Слю) решила «подбросить» в интернат, положив его в специальный бэби-бокс, за демонстрацию функционирования которого Ивану Твердовскому нужно сказать отдельно большое спасибо. Во-вторых, повзрослев, Денис обнаружил у себя очень странную физиологическую метаморфозу (что сразу напоминает о хвостатой женщине из «Зоологии»), у него невероятно высокий порог болевых ощущений – фактически он вообще не чувствует боли. Внезапно одумавшаяся мать решает во что бы то ни стало вернуть сына домой, в Москву. Проснулась совесть? Одолевает чувство вины? Материнский инстинкт не даёт покоя? А, может, это любовь? Если вы думаете так, то вы никогда не смотрели фильмов Ивана Твердовского. Основные мотивы его персонажей – это корысть, выгода и всё, что выходит за установленные рамки морали. Юный Денис попадает в преступную группировку, где его «дар» оказывается весьма кстати: под покровительством продажного полицейского Паши (Данил Стеклов) Денис подбрасывается под дорогие машины, вынуждая тех, кто был за рулём, платить и плакать, много и горько.

535853.jpg

Несмотря на то, что все фильмы Твердовского регулярно находят свою аудиторию и даже собирают множество призов, с художественной точки зрения они слабы все до единого. Главная проблема режиссёра и сценариста – жуткая утрированность современной действительности и зачастую поверхностное знание темы, в которую он погружается. Последнее особенно заметно было в его дебютном «Классе коррекции», где все представители учительской профессии были показаны так низко, что вообще теряешь веру в человечество. С запечатлённым отношением, где избиение и оскорбления являются профессиональной нормой, трудно поверить в правдивость событий, особенно когда всё это не преследуется общественным резонансом в мире, где есть СМИ и интернет даже в удалённых российских глубинках. А ведь Твердовский намеренно снимает социальное кино, он хочет показать или скорее пожурить современное российское общество, но даже оригинальная завязка в стиле магического реализма в «Зоологии» в итоге никуда не привела из-за того, что перед нами опять набор карикатур, жуткая утрированность и никакого намёка на просвет. И вот, режиссёру потребовалось целых три фильма, чтобы этот самый просвет отыскать, и мы наконец увидели не обиженного, казалось бы, на весь мир юношу, а зрелого и амбициозного российского автора, у которого всё впереди.

Исходя из всего вышесказанного, авторский стиль Ивана Твердовского можно определить как пессимистичную индукцию. Показывая крайне депрессивный портрет современного общества, изображая изобилующих пороками и грехами персонажей, он не даёт никакой альтернативы для формирования общей картины России. Следуя его индуктивной логике, общество состоит лишь из плохих людей и их жертв, которые тоже все поголовно со своими хвостами, инвалидностями и патологиями в шкафу. Но, как известно, и свет во тьме светит: альтернатива в виде любого проявления добра или совести важна для того, чтобы зритель смог сам составить своё мнение об увиденном и спроектировать его на ту среду, в которой он живёт. А пока же Твердовский два с половиной фильма, ровно до монолога Виторгана, кормит нас пессимистической индукцией, настраивая на то, что раз герои его картины плохи все поголовно (а ведь в каком-то смысле любой фильм – это срез условного мира), то всё вокруг плохо, мол, оглянитесь, вокруг ад, вас либо уже подбросили, либо вот-вот подбросят.

Финал «Подбросов» действительно получился. Размышления главного героя о том, что на самом деле является родным домом, рождают ту самую альтернативу, дают просвет. И вместо очередного утрированного обобщения они посредством показанных перемен внутри Дениса дарят зрителям приятное послевкусие, которое позволяет сформировать собственное мнение о текущем положении дел в обществе, а не идти дорогой «Класса коррекции» и «Зоологии», где приходилось либо принять мнение Твердовского, либо отвергнуть его вместе с фильмами.

jumpman-1-1-2-1

Отсутствие конкретики – ещё один весомый минус «Подбросов»: нам не до конца ясен диагноз Дениса. Почему это важно? Одно дело «Зоология», где внезапно выросший хвост наоборот не нуждался в объяснении, тогда бы просто рухнула вся задумка фильма – важно было то, что он есть и всем на это плевать. «Подбросы» же в данном сравнении кино куда более нацеленное на отражение нашей с вами действительности. Очевидно, что у Дениса не только высокий болевой порог, но и что-то с головой. Ибо он отличается от здравого человека, отстаёт в развитии. Взрослый, образованный человек, конечно, это поймёт сразу, но посмотревший, к примеру, этот же фильм подросток может всего этого не увидеть и решить, что подброс – крутой способ зарабатывать деньги ценой пары ушибов и царапин. Твердовский хочет снять многозначное кино, кричащее о проблемах страны, которое не всегда бы трактовалось буквально, но пока есть такие недочёты и неспособность столь нежелательные подтексты в своём творении замечать и отсеивать, до подобного кино ему ещё далеко.

На Кинотавре картина взяла сразу два приза. И оба они весьма спорные. Операторские заслуги Дениса Алакрона Рамиреса бледно меркнут перед победителями прошлых лет («Коллектор» в 16-м и «Заложники» в 17-м на голову выше). А победа Анны Слю в категории лучшей женской роли вообще вызывает одно лишь недоумение, как и её героиня. Что хотел вложить Твердовский в персонажа мамы Дениса, с какой целью были введены мотивы инцеста между ней и сыном не ясно до самого конца. Да и вообще, когда на крупном кинофестивале одну из актёрских наград уносит актриса, сыгравшая героиню со второго плана, впору самому мыслить индуктивно: либо её игра была столь феноменальна, что затмила всех актрис даже с первого плана, либо в этом году женские актёрские работы на Кинотавре настолько слабы. Первое – точно нет, Слю хоть и неплоха в своей роли, но ничего примечательного она не показывает. Второе же – покажет время.

Пока можно сказать одно: Иван Твердовский продолжает творчески расти, и «Подбросы», всё такое же утрированное, злобное и неприятное кино как два предыдущих, можно смело назвать его лучшим фильмом на сегодняшний день лишь за то, что в его пессимистичном кинематографе появился хоть маленький, но просвет.

Оценка: 3/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s