Что стало с лучшим другом человека? Рецензия на фильм «Остров собак»

В своём девятом полнометражном фильме Уэс Андерсон создаёт эпических пропорций любовное письмо японскому кинематографу шестидесятых, обвёрнутое в красочное собачье бадди-муви. Форму он выбрал анимационную, не компьютерную, а, как и в случае с «Бесподобным мистером Фоксом», старую добрую кукольную стоп-моушен анимацию. Однако, несмотря на выбранную форму, главных героев-псов и фантастический сеттинг, «Остров собак» ― далеко не самый развлекательный мультфильм, наоборот же картину можно смело назвать одной из самых зрелых работ Андерсона и уж точно его самым изобретательным и художественно богатым фильмом в карьере.

1DCQyWKKJh0.jpg

Рассказывая историю о раздробленной нью-йоркской династии или о выцветшем европейском отеле, где раньше можно было найти хоть какие-то слабые блики цивилизации в этой варварской бойне, известной как человечество, Андерсон всегда стремился запечатлеть чуть ли не магическую красоту идиллий (будь то семья, отель или летний лагерь), тяжесть их потери и прежде всего неуклюжий трагикомичный процесс строительства чего-то лучшего из обломков. Однако при работе с технологией стоп-моушена он понял, что может вписывать своих до безумия самобытных, оригинальных и незабываемых персонажей прямо в каркас не просто самой истории, а своего мира – ведь он сам его создаёт фактически с нуля. Можно сказать, что достаточно близко к этому Андерсон приблизился ещё во время создания «Водной жизни», но только после «Бесподобного мистера Фокса» он в полной мере ощутил себя архитектором собственных миров, захватив контроль над каждым миллиметром своего проекта и пропитав каждую деталь своим отличительным авторским почерком, юмором и одержимостью симметрией кадра.

2UYLi_dKdB8.jpg

Фильмы Уэса, если не вдаваться в подробности, развиваются в нашей с вами реальности, однако при просмотре любой из его предыдущих картин складывается убеждённое впечатление, что его сюжеты и их подобное развитие скорее способны существовать исключительно в каком-то другом мире, параллельном нашему. Уэс Андерсон, возможно, единственный режиссёр на планете, творящие фантастические фильмы, не сходя на тропу фантастики. До этого момента. «Остров собак» описывает недалёкое будущее японского города Мегасаки, в котором воцарилась коррумпированная диктатура мэра Кобаяши. Мы точно не знаем, какие события предшествовали рассказываемой нам истории, но можем предположить, что не так давно в стране было нечто вроде войны между кошатниками и собачниками. Победили первые, вследствие чего всех собак, попутно обвинив в распространении «неизлечимого» собачьего гриппа, отняли у своих хозяев и депортировали на отдельный остров, предназначенный для мусора и отходов, но теперь именуемый ещё и «Островом собак». Туда же отправляют и Спотса (Лив Шрайбер), пса-телохранителя главного героя, мальчишки Атари (Кою Ранкин). Семья Атари погибла в автокатастрофе, но вскоре его взял под опеку сам мэр Кобаяши, однако сблизиться им так и не удалось. Мальчик всё это время был кем-то наподобие бездомного пса, чьим единственным другом являлся Спотс. Поэтому для 12-летнего юноши спасение единственного и самого важного в его жизни компаньона становится делом чести.

ePY-cA0eHbE.jpg

Все хотят работать с Уэсом Андерсоном, поэтому, как водится в его фильмах, «Остров собак» изобилует звёздами первой величины на озвучке. Причём на этот раз ему удалось собрать самый звёздный каст в своей карьере, сочетая в нём не только своих любимцев вроде Мюррэя или Нортона и ряд узнаваемых голливудских голосов, но, что особенно важно, он позвал десятки японских актёров и актрис. Это примечательно, потому что Уэс отказался от дубляжа или даже титрования японской речи – это смелый шаг: мы либо догадываемся из контекста о чём говорят японцы, либо изредка нам переводит их речь переводчица Нельсон в исполнении Фрэнсис МакДорманд. Режиссёр таким образом приготовил для нас полное погружение в мир и традиции конкретной культуры, как он уже это делал в 2007 году со своим блистательным роуд-муви «Поезд на Дарджилинг».

l_gUxHeQp08.jpg

Если главный герой с человеческой стороны – это Атари, то среди собак по количеству экранного времени это будет Рекс (Эдвард Нортон), а по важности для сюжета Шеф (Брайан Крэнстон). Крэнстон выдаёт один из своих самых славных перфомансев, доказывая, что и одним лишь голосом можно передать первоклассную актёрскую игру. Рекс вместе с тремя другими псами – Кингом (Боб Бэлэбэн), Боссом (Билл Мюррэй) и любителем слухов Дюком (Джефф Голдблюм опять крадёт все сцены со своим участием) – находят Атари первыми и тут же решаются ему помочь. Все они раньше были чьими-то любимцами, но это не скажешь про Шефа. Он – бродячий пёс, жизнь обошлась с ним жёстко, поэтому помогать он уж точно никому не собирается. У него никогда не было хозяина, он не принимает участие в разговорах о том, у кого какой был любимый корм в прошлой жизни, однако, если чем-то он и благодарен улице, то это умению драться не на жизнь, а насмерть. Вшестером, так или иначе, они отправляются в одиссею по острову, полному мусора и отчаяния. На пути у них, кроме череды препятствий, встретятся ещё и россыпь удивительных псов, среди которых ухоженная цирковая собачка Натмег (Скарлетт Йоханссон), брутальный Гондо (Харви Кейтель) и уморительный мопс-предсказатель по кличке Оракул (Тильда Суинтон).

GeVmGJxWn_w.jpg

Уэс любит собак. Это понятно даже из самого названия его фильма – Isle of Dogs (произнеся вслух, получится созвучно «I love dogs»), но кроме этого, Андерсон относится с пиететом к японскому кинематографу. Приключения на Острове собак частенько напоминают творчество Хаяо Миядзаки, а в создании Мегасаки режиссёр скрещивает урбаническую среду из «Рая и ада» Акиры Куросавы с технологичным оснащением мира «Годзиллы». Другими словами, фильм невероятно красив, что в свою очередь напрямую связано с уникальным киноязыком постановщика: фирменное построение кадра и отличительная техника работы с камерой Андерсона раскрываются во всём блеске, как впрочем и другие узнаваемые черты мастера – необычный ритм повествования и нелинейная сюжетная структура. Кроме того, композитор Александр Депла записал прекрасный саундтрек, заручившись японскими мотивами и огромными барабанами.

z1q4cgjEadM.jpg

Однако, как и в случае с «Отелем «Гранд Будапешт»», Андерсона начинают всё больше и больше беспокоить глобальные проблемы, выходящие за рамки семейных уз. Его два крайних фильма, «Остров собак» в частности, тематически богаче, глубже и сложнее, чем любая другая более ранняя его работа. Режиссёр рассматривает тему войны и возмездия, определения национальности и национализма, изучает политику изоляционизма, индивидуализма и японскую культуру со всем её кладезем традиций и обычаев. Отдельный зритель в «Острове собак» сможет при желании даже отыскать отражения текущего политического климата в России, ибо в картине освещается не только диктатура, но и выборы, и даже местного «Навального» там также выводят до начала голосования.  Всё это к тому, что Уэс Андерсон теперь уже точно не просто режиссёр, живущий в своём собственном мире и переносящий на экраны яркие эпизоды оттуда, он созрел как постановщик до своего собственного манифеста, предназначенного для всех и каждого. И нам к нему прислушаться нужно уже сейчас, пока наш мир окончательно не превратился в необъятную кучу мусора.

 

В прокате с 3 мая.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s