ММКФ-2018: «Неповиновение» и «Офелия»

Рассказываем про чувственную драму оскароносного чилийца Себастьяна Лелио «Неповиновение» с Рэйчел Вайс и Рэйчел МакАдамс, чья премьера состоялась в рамках кинофестиваля в Торонто, а также про переосмысление истории возлюбленной Гамлета в закрывавшей основной конкурс ММКФ «Офелии» Клер МакКарти с Дэйзи Ридли, двумя Наоми Уоттс, Клайвом Оуэном и Томом Фелтоном.


Стараемся жить счастливо

disobedience-tiff1.jpg

Только что награждённый первым в истории своей страны Оскаром за драму «Фантастическая женщина», чилийский режиссёр Себастьян Лелио следом же снял свой англоязычный дебют с двумя Рэйчел в главных ролях – Вайс и МакАдамс, играющих страстно влюблённых друг в друга героинь. Однако не спешите связываться эти два события, утверждая, что, возможно, режиссёр просто раскусил секрет успеха, и поэтому его новый фильм снова затрагивает тему сексуальных меньшинств. Нет, во-первых, темы сексуальной идентификации и самоопределения у постановщика сквозные ещё со времён его прорывного лауреата Берлинского кинофестиваля «Глория», а во-вторых, банально «Неповиновение» было задумано, снято и даже впервые показано на кинофестивале в Торонто задолго до триумфа картины на премии Оскар.

DisobedienceFeat.jpg

«Неповиновение» продолжает традиции прогрессивного чилийского кинематографа, главными представителями которого являются Лелио и Пабло Ларраин на пару, обёртывая ряд социальных проблем в фирменную, чувственную поэтику режиссёра, которой мы могли проникнуться и в «Глории», и в «Фантастической женщине». Однако Себастьян Лелио не сумел избежать трудностей перевода своего киноязыка на язык английский. Чтобы усилить и подчеркнуть отчуждение главной героини по имени Ронит (Вайс), Лелио анализирует традиционный уклад и так называемый отход от традиций, правил и догм приверженного к ним народа, обращая фокус истории на еврейскую общину. Ронит много лет назад её покинула, переехав в Нью-Йорк, но теперь внезапный телефонный звонок, сообщающий о смерти раввина Крушки, её отца, заставляет героиню вернуться туда, где её ждали меньше всего. Вскоре Ронит встречает подругу детства Эсти (МакАдамс), между которыми раньше была очевидно больше, чем дружба, но так как Ронит бросила всё и уехала, Эсти теперь замужем, причём за лучшим другом обеих – рабе  Довидом Куперманом (Алессандро Нивола). Тем не менее даже такие преграды не могут остановить два пылающих сердца от наплыва былых чувств.

Dbj_JCsW4AEJsfE.jpg

Возвращаясь к трудностям перевода, первое, что бросается в глаза – это ненужный и так не идущий поэтике режиссёра чисто американский сарказм, которым удобрены слишком много для такого фильма диалогов. Кроме того, сама история набралась непростительным количеством жанровых штампов и банальностей, свойственных незаурядным мелодрамам, что даже смелая любовная линия не способна придать фильму свежести. Томные диалоги, каждый из которых, такое ощущение, написан был под красивую, страстную испанскую речь, на итоговом английском звучит слишком напыщенно и тривиально. Затянувшиеся сцены из разряда «ты знаешь, я люблю тебя, но мы не можем быть вместе» очень быстро начинают утомлять (даже вперемешку с постельными сценами между двумя героинями), а финальный эпизод с бегом за такси со слезами и криками «прошу, не уезжай» вызывает уж точно не эмоциональный катарсис, а скорее смех. По сравнению с предыдущей работой чилийца и англоязычным дебютом своего друга и коллеги Ларраина «Джеки», «Неповиновение» во многом уступает, однако благодаря узнаваемому, отлаженному режиссёрскому почерку Лелио и двум замечательным актёрским работам – особенно Рэйчел Вайс – кино можно назвать успешным стартом для постановщика на международной арене.

Оценка: 3/5


Шекспир для детей

Как же печально наблюдать за тем, как история про героиню одной из самых известных трагедий Уильяма Шекспира на твоих глазах превращают в наивную сказку для детей. Именно так поступила режиссёр Клер МакКарти в своей картине «Офелия», которая фокусируется на одноимённой героине «Гамлета». Однако, как нам заверяют на первых же секундах фильма, эта история отличается от того, что было у Шекспира, и нас ждёт рассказ о реальной судьбе Офелии – с экрана открытым тексом говорят, мол, не спешите закатывать глаза, мы вам расскажем то, что вы ещё не знаете, просто потерпите первые минут 15. Как оказалось, терпеть пришлось все 114 минут хронометража.

6895.jpg

Действующие лица: молодая дворянка Офелия (Дэйзи Ридли); королева датская и мать Гамлета Гертруда (Наоми Уоттс), взявшая под своё попечительство юную Офелию; король датский Клавдий (Клайв Оуэн); брат Офелии Лаэрт (Том Фелтон), а также сам Гамлет (Джордж МакКэй). По сути, нам предлагают вольный пересказ пьесы Шекспира, но только освещая все ключевые моменты с точки зрения Офелии. И, конечно, вписав всё это в детский рейтинг и превратив героиню трагедии в самую настоящую диснеевскую принцессу, у которой всегда чистое личико, красивое платье и даже причёска сохраняет свою идеальность после того, как героиня с головой окунается в озеро – неужели уже в 16 веке использовали водоотталкивающий лак для волос? «Офелия» ― это такая шекспировская пьеса, где всё самое интересное происходит, не снимая одежды и не проливая крови. В большинстве случае. Ибо в конечном итоге нам покажут обнажённую спину Ридли в единственной постельной сцене и покажут то, как меч в очень красивом предфинальном эпизоде всё-таки протыкает чьё-то сердце. Однако буквально в следующей же сцене МакКарти говорит зрителю, якобы у Шекспира всё было жёстко и кроваво, на самом же деле всё было по-другому: почти никто не погиб, да и вообще мир прекрасен, давайте любить друг друга.

Дэйзи Ридли может быть бесконечно очаровательной в «Звёздных войнах», но как доказал сначала полуразвлекательный «Восточный экспресс» Браны, а теперь и более драматичная «Офелия» МакКарти, у актрисы серьёзные проблемы с актёрской игрой. Она попросту не умеет оставлять после себя хоть какое-нибудь впечатление, ладно, в «Экспрессе» у неё была роль не главная, хоть и важная, здесь же она в центре повествования, однако ни одной действительно запоминающейся сцены со своим участием в фильме даже выделить нельзя. Как вообще можно сопереживать страданиям актрисе, когда у неё по лицу прокатывается одна идеальная слезинка, но при этом её глаза не то чтобы красные, они абсолютно сухие. Наоми Уоттс, имея куда меньше экранного времени, но исполняя сразу две роли в фильме, приковывает внимание к себе намного эффективнее.

6896.jpg

Чем «Офелия» на самом деле радует, то это замечательной операторской работой Денсона Бэйкера, несколькими очень удачными музыкальными решениями (особенно в предфинальной сцене) и, конечно же, декорациями, платьями и причёсками. Все эти красивые замки, мелкие домишки, улочки, словно из «Страшных сказок» Маттео Гарроне, выглядят очень красиво, погружая зрителя в те далёкие времена, то же делают и роскошные платья, скорее всего, специально сшитые под каждую актрису. Тем не менее порой слишком заметно, что Клер МакКарти изрядно полагается на визуальную красоту своей картины, откровенно забывая об увлекательном повествовании. А как мы помним, Шекспира шедевры в наших сердцах на веки место за собой застолбили не лишь красотами сложения стихов, но и грацией, бурностью повествовательных ручьёв.

Оценка: 2.5/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s