ММКФ-2018: «Моего брата зовут Роберт, и он идиот»

Деконструкция немецкой философии

gPi565QIpA0.jpg

Просветившись на съёмках монументальной документальной ленты «Великое безмолвие», рассказывающей о хранящем обет молчания монашеском ордене, немецкий режиссёр Филип Грёнинг переключился на игровое кино. Стремление к рефлексии и медитативность повествования как излюбленные черты режиссёрского замысла он прихватил с собой. Попробовав себя в семейной психологии с драмой «Жена полицейского», Грёнинг получил Специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля в 2013 году, теперь же он по уши погрузился в экзистенциализм, нацелившись в своей ещё одной монументальной почти трёхчасовой драме «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» ни больше ни меньше на деконструкцию немецкой философской мысли.

t5aoG0FoLZc.jpg

Близнецы-подростки Елена (Юлия Занг) и Роберт (Йозеф Маттес), который отнюдь не идиот, каким его называет сестра в начале фильма, по крайне мере, уж точно не глупее самой Елены, томятся на летнем солнышке в кукурузных полях. Брат целеустремлённо готовит сестру к её экзамену по философии, который ей сдавать уже в понедельник – через два дня. Сам-то он свой экзамен завалил не так давно, хотя школу окончил и не совсем уверен, что дальнейшее обучение ему вообще необходимо. В процессе подготовки они устраивают пари: если Елена до экзамена переспит с кем-то, то она загадает брату любое желание, если нет – то отдаст ему новенький Фольксваген Гольф, подаренный отсутствующими в фильме родителями за успехи сестры в учёбе. Единственный островок цивилизации на ближайшие километры – это выбивающаяся своей уродливостью на фоне безупречной, чуть ли не по-библейски девственной природы заправка. Именно туда подростки ходят за едой, мороженным и, конечно, пивом. Именно там у Елены есть шанс подцепить кого-нибудь: либо случайного проезжего, остановившегося заправиться, либо продавца, стоящего за прилавком.

dPmy4gX6xBs.jpg

Первые два часа фильма представляют собой размеренные сцены, в которых два подростка вальяжно валяются на травке под палящим солнцем с минимум одежды на себе, либо же периодически ходят купаться голышом в кристально чистом и безумно красивом озере. Время от времени Елена просит Роберта почитать, и он берёт за основу идеи Мартина Хайдеггера и, заручившись ими, рассуждает на беспокоившие больше всего философа темы: что такое бытие, мышление и время? Показать относительность последнего Грёнингу удаётся особенно точно – при просмотре его фильма какие-то два летних денька превращаются в вечность. Причём совершенно не ощущается зрительская усталость, а наоборот наблюдать за этой летней лёгкостью, контрастирующей с тяжестью философских умозаключений Роберта в локациях, где, кажется, само бытие и зародилось – одно удовольствие.

rGCRR-EVy6o.jpg

За этот период происходит ряд одновременно и очаровательных моментов, как например, сцена, в которой Елена даёт послушать музыку через наушник ручному кузнечику, что она поймала в пачку от сигарет, и странных вроде эпизодов взаимной ревности то к Сисилии, бывшей Роберта, то к случайным проезжим, соблазнить которых пытается Елена. Однако ближе к своему завершению кино, в разочаровывающем ключе, наступает на одно из главных артхаусных клише, медленно, но верно превращаясь из философской притчи с размышлениями о вечном и заражающим каждый кадр напряжённым эротизмом между близнецами в «Прирождённых убийц» Оливера Стоуна. Грёнинг подхватывает не самую удачную идею того, что свойственная подросткам резкая смена настроений и вялое сексуальное напряжение в конечном итоге должны быть увенчаны или, как вариант, искуплены насилием. После просмотра всё же ощущение величия и монументальности увиденного выходят за рамки кинозала, продолжая начатый ещё на первом часу фильма процесс саморефлексии, хотя столь нежелательная, но красиво-радикальная и закономерная по законам жанра, к которому картина неизбежно приближается, концовка оставляет нотки сожаления. Возможно, не всем вопросам нужны ответы и не всем историям нужна финальная встряска, философию многие любят не всегда за выводы, а во многом за дорогу к ним – за возможность поразмышлять в поисках истины.

Оценка: 4/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s