ММКФ-2018: «Миссис Хайд» и «Сладостный край»

Запускаем серию дневников с Московского международного кинофестиваля, в котором мы попытаемся в краткой форме поделиться с вами тем, что нам удалось посмотреть. В первом выпуске расскажем о французской комедии Сержа Бозона «Миссис Хайд» и австралийской драме Уорвика Торнтона «Сладостный край».


Клетка Фарадея

madame-hyde-000029-c-les-films-pelleas.jpg

Английский физик и химик Майкл Фарадей в 1836 году изобрёл так называемую клетку Фарадея – устройство, которое придаёт способность аппаратуре экранировать от внешних электромагнитных полей. Если вы ещё не уснули на первом предложении, то у француза Сержа Бозона во время просмотра его «Миссис Хайд» вас поместят точно в такую же клетку, которая будет защищать вас не от электричества, а от повода посмеяться. Его фильма – это такая французская комедия, в которой вам могут 15 минут с экрана занудно читать лекцию об отражении поверхностей, не сводя камеру с персонажа. А потом ещё одну лекцию, но уже в классе с учениками, не проявляющими никакого внимания и уважения ни к учителю, ни к его словам (как мы их понимаем). Однако название картины предполагает, что скоро всё это изменится, всё должно перевернуться с ног на голову, на место мадам Жекиль (старающаяся Изабель Юппер) должна прийти Миссис Хайд. И одним дождливым вечером происходит форс-мажор. В небольшой контейнер рядом со школой, где Жекиль расположила свою мини-лабораторию для более глубокого погружения в науку, внезапно ударяет молния. Это меняет практически… ничего.

973046.jpg

Главная героиня не становится «злой» версией самой себя, она не приобретает характер, и даже у неё не появляется чувство собственного достоинства. Единственное, что изменилось – по ночам теперь она начинает светиться. Муж естественно не замечает, что его жена куда-то на ночь пропадает, впрочем как и местные жители, поскольку Жекиль прогуливается аж до другого района, где живёт один из самых непослушных и хамоватых её учеников – ограниченный в движении Карим. Ни с того ни с сего учительница решает завести дружбу с Каримом, пригласив того после уроков в свою мини-лабораторию. И вдруг мы узнаём, что самый безмозглый хулиган и невоспитанный хам в школе большой фанат физики – он тут же начинает решать какие-то примеры и уравнения, чуть ли не захлёбываясь от счастья. Тем не менее Жекиль продолжает ходит ночью по городу, однажды даже зачем-то испепеляет своим свечением милых собак, которых она в начале фильма кормила, а Карим внезапно становится круглым отличником (и что самое удивительное: весь так называемый класс коррекции, в котором каждый мог спокойно обматерить учителя, смотря прямо ему в глаза, неожиданно становится сборищем пай-мальчиков). Во всём этом балагане улыбку вызывает лишь манерный и педантичный директор школы (Ромен Дюрис), однако даже он не спасает кино от смертельного разряда скуки, что Бозон выписывает своему зрителю.

Оценка: 2/5


Горькая справедливость

SweetCountry_MarkRogers-9008.jpg

Даже у визионера База Лурмана Австралия не выглядела столь красивой, живой и самобытной, как в фильме Уорвика Торнтона «Сладостный край» (или как вариант «Милая страна»). Возможно, дело в образовании последнего – Уорвик начинал как оператор, впрочем это амплуа он не бросил и после становления режиссёром, сняв лично в 2009-м лав-стори «Самсона и Далилу», призванную лучшим дебютом Каннского кинофестиваля, а теперь и «Сладостный край» с помощью второго оператора Дилана Ривера. Вестерн Торнтона, отмеченный Специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля, запечатлевает север Австралии 1929 года с его живописными пустошами как у Джорджа Миллера в «Безумном Максе» и использует в качестве композитора звуки природы, отдавая одновременно дань уважения родине режиссёра и подчёркивая бездушность пейзажа как моральную основу рассказываемого сюжета.

39003-Sweet_Country_3___Bunya_Productions.jpg

Основанная на реальных событиях история вращается вокруг австралийского аборигена по имени Сэм (потрясающий Хамилтон Моррис, не являющийся профессиональным актёром), который вместе со своей женой и племянницей живут у местного белого и очень набожного фермера Фреда (Сэм Нил). Неподалёку от фермы Фреда поселяется вернувшийся с войны солдат Гарри Марш (Ивен Лесли), любящий выпить и убеждённый расист. Взывая к христианским заповедям, Гарри просит Фреда «одолжить» ему Фреда с семьёй, чтобы те помогли ему по хозяйству. Очень скоро фермеру приходится пожалеть за своё решение отпустить друга к этому нелицеприятному типу – защищая себя и свою жену Лиззи от пьяного балагура, кричащего о расправе, Сэм вынужден взять фредово ружьё в руки. Мгновение спустя и враждебно настроенный Гарри уже лежит в лужи собственной крови – Сэм всё сделал правильно, но он убил человека, белого. Абориген убил белого человека, вернувшегося с фронта, на земле, где закон и правосудие искажаются в угоду авторитетам. Не колеблясь ни секунды, Сэм хватает Лиззи под руку, и они бросаются в бега.

Sweet-Country-1200x600-c-default.jpg

Фильм прекрасно генерирует напряжение и атмосферу безнадёги, рассказывая историю о том, как человек всеми силами пытается избежать смерти и найти справедливость, в краю, где для большинства в отношении к таким, как Сэм, справедливость и есть смерть. Торнтон до самого конца выдерживает мрачный тон картины и демонстрирует свой талант к нетривиальному повествованию, вставляя короткие кадры-флэшбеки и флэшфорварды, значение которых перед нами открывается только тогда, когда мы видим их во второй раз, уже зная проделанный путь к ним. В конечном итоге режиссёр задаётся вопросом – возможна ли цивилизация в стране, в которой корни дискриминации проросли столь глубоко? «Сладостный край» отвечает же на это бескомпромиссным фатализмом в финальной сцене. Но, несмотря на всю безнадёжность картины, Уорвик Торнтон подразумевает, что у всех нас (не только австралийцев) всё ещё есть время, чтобы вынести урок из собственных ошибок прошлого.

Оценка: 4/5

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s