Что-то после тебя останется. Рецензия на фильм «Довлатов»

«В этой повести нет ангелов и нет злодеев… Нет грешников и праведников нет. Да и в жизни их не существует.»

Если кто и имеет право называться народным автором, широко известным и повально цитируемым, так это, пожалуй, Сергей Довлатов. «Сюжеты, мимо которых проходят титаны мысли, сюжеты, становящиеся в лучшем случае скудной добычей газетных поденщиков, превращаются им в перлы создания», – писал литературовед, создатель собрания сочинений прозаика и его товарищ, Андрей Арьев – именно Довлатов придал необходимой твердости шаткой позиции жанра анекдота в русской литературе. Неустанное хранение позитивного взгляда на мир и ирония над зажимающими в тисках жизненными обстоятельствами, схожие в некоторой мере с идейным своеобразием творчества Чехова, обеспечили узнаваемость рассказов писателя на годы вперёд. Однако популярность на родине Довлатов не застал прижизненно – он так и не был включён в Союз Писателей СССР, а его произведения не печатались под предлогом мелочности изображаемых коллизий.

V85dHPgNb6Q

Ноябрь 1971. Ленинград. Довлатов является безвестным писателем, вынужденным работать над журнальным очерком о съёмках глупого фильма про русских классиков (достаточно вспомнить фразу лже-Достоевского о несомненной пользе «Преступления и наказания» для преуспевания советского режима), встречается с интеллигентами маргинального Питера (в числе которых и его друг, поэт Иосиф Бродский), отчаянно пытается найти дорогую немецкую куклу для дочери и не уронить достоинство в столкновении с различной пошлостью. На следующий день все повторяется, лишь с тем изменением, что краски неумолимо сгущаются и все более ощущается давление на черепную коробку облицованного серостью города.

Kvh7i-JGBPM

Конечно, по большинству, описанные авторами происшествия выдуманы и дорисованы на основании содержания книг Довлатова и того, каким человеком он был, однако художественная достоверность изображаемого не вызывает никаких сомнений – съемочная группа с глубоким почтением относится к творчеству писателя, делая явные реверансы его произведениям, а его семья в полной мере приняла участие в производстве проекта. Впрочем, фильм реконструирует не столько события, сколько характеры и дух времени – и удаётся это прекрасно. Картина Алексея Германа-мл. – попытка запечатлеть несколько дней из жизни даже не Довлатова, но всего его окружения, всей эпохи застоя 70-х.

c2ni8RMe5EI

Елена Окопная, заслуженно отмеченная наградой на Берлинале, сыграла крупную роль в формировании аутентичной атмосферы «Довлатова»: в картине задействованы подлинные авантажные элементы быта 70-х – это безусловный жест преданности делу художника-постановщика. Столько же замечательны актёрские работы, что ни возьми – однозначное попадание в образ. Множество артистов рассматривалось в качестве кандидатов на партию Довлатова, но решено было найти исполнителя среди сербов. Милан Марич передал темперамент писателя предельно точно: он не только внешне схож с прозаиком, но и на удивление уверенно держится на экране, тщательно подражая спокойной и ироничной манере общения писателя с окружающими. Артур Бесчастный тоже успешно перевоплотится в историческую личность – поэта Иосифа Бродского. Только Довлатов появляется в дверях тесной, переполненной людьми, квартиры, в пространстве которой слышится читаемое чистым монотоном стихотворение, каждый ценитель литературы с удовольствием подмечает, что увидит через несколько секунд Бродского. Актёрское мастерство – мимика, движения, интонации – способствует тому, что столь знакомые многим персоны оживают на экране.

eo1hWN3Cuzk

Композиционно «Довлатов» не делится на структурные части, а сюжет едва ли можно пересказать – его замещает фабула. Данная бессобытийность складывается в искреннюю и грустно-приятную поэзию повседневности, оказывающую на зрителя терапевтический эффект и дарующую тому мощный заряд творческих сил после просмотра. «Довлатова» таким образом можно отметить участником своеобразной духовной трилогии, поставить в единый ряд с «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн и «Патерсоном» Джима Джармуша. Если внимательно присмотреться, можно увидеть достаточное количество общих черт.

RgFML9z0mQc

Не стоит упускать возможность посмотреть «Довлатова» в зале близлежащего кинотеатра: подобного уровня картина – явление достаточно редкое для нашего кинематографа. Это триумф Германа-мл., вдохновляющее кино, побуждающее поверить в «улыбку разума», в которую верил сам Довлатов. Несмотря на царящую на хмурых и безмолвных улицах Ленинграда безысходность, луч света не угасает в сердцах героев фильма так же, как он жил в картине мира писателя. Закончилась неделя, с её частыми преградами и маленькими радостями. Однако мы существуем. И будем существовать.

 

В прокате с 1 марта.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s