Бывших отцов быть не должно. Рецензия на фильм «Опекунство»

Наше общество серьёзно болеет, и болезнь эта – насилие в семье. Как так получается, что люди, которые должны оберегать друг друга от невзгод внешнего мира, сами становятся проблемой? Почему издревле нам знакома поговорка: «бьёт, значит любит»? Кроме физического и сексуального насилия следует ещё помнить про психологическое и экономическое. Неуважение – вот главный фактор сего деяния, если люди перестают учитывать интересы друг друга, прислушиваться и понимать, то назревают конфликты.  Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. Когда обстановка накалена до предела, происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера, которая сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием. После этого наступает спад страстей, раскаяние и прощение. Далее – идеальная фаза с цветами, подарками и мыслями: «это всего один раз, больше такого не будет, ведь сейчас у нас всё хорошо». Проблема лишь в том, что насилие циклично, и после «медового месяца» с презентами отношения возвращаются на первую стадию, и всё повторяется.

С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. А вот дальше начинается самое интересное – сложнее всего признаться себе в том, что твой идеальный брак рушится и ты допустил ошибку в выборе своего человека. Надо поменять уклад жизни, а что скажут знакомые и друзья? Им либо стыдно это рассказать, либо их жизнь не сильно отличается от всего происходящего. Да и ведь столько всего пройдено вместе! Решиться на развод – дело серьёзное. Последняя капля, финал, но не конец. С глаз долой, из сердца вон по первому щелчку не получится как минимум из-за бумажной волокиты, а как максимум из-за судебных разбирательств, деления имущества и вопроса опекунства.

custody (2).jpg

А вот героиня пронзительной драмы Ксавье Леграна Мириам (Леа Дрюкер) решилась не просто на развод, она хочет получить единоличную опеку над сыном. Знакомство с главными героями «Опекунства» происходит во время судебного заседания, на котором официальные представители супругов пытаются урегулировать ситуацию каждый в пользу своего клиента. Мы слышим обвинение в адрес мужа Мириам Антуана (Дени Меноше), что он следит за женой с детьми, на что защита сообщает, что человек просто хочет видеть свою семью. Судья решает равноправно поделить опеку между родителями и позволяет Антуану пусть хоть по выходным, но встречаться с сыном. В семье есть ещё старшая дочь Джезефина, но ей через несколько дней исполнится восемнадцать, и она не нуждается в решении суда, ей самой предстоит сделать выбор: будет ли в её жизни фигурировать папа или нет.

custody (3).jpg

Маленькому Джулиану приходится встречаться с отцом: видно, что для него это приравнивается к пытке, он таит обиду на главу семейства или же просто следует указаниям матери, которая могла и настроить сына против бывшего мужа. Напряженное молчание прерывается редкими фразами, хотя по поведению  Антуана, его искренним объятиям и поцелуям мы даже проникаемся к нему сочувствием и симпатией. Даже становится немного обидно, что за его спиной некогда близкие ему люди называют отца пренебрежительным местоимением «тот», ведь бывшие мужья бывают, а бывших отцов быть не должно. Что именно послужило причиной развода нам так и не скажут, мы всё поймём и без слов, только позже, по мере развития сюжета.

custody (1).jpg

Каждое художественное произведение должно нести в себе идею. Для чего автор создал его, что хотел донести людям. Мы привыкли рассуждать о фильмах после просмотра, здесь же у вас появляется возможность сделать это именно во время сеанса. Восхищает сама композиция фильма. Он плавно и медленно движется к логическому завершению, давая нам разобраться в глобальных вопросах на примере маленькой семьи. Должны ли дети «делиться» между родителями? Почему взрослые, устраивая свою жизнь, так пренебрежительно ломают душу детям? Как построить своё будущее, учитывая ошибки многих и не допустив своих. Заключается ли в слове «любовь» смирение с ситуацией и где заканчивается грань терпения? Сидишь в своих мыслях, наблюдая за происходящим на экране: эмоции варятся, варятся на медленном огне, как вдруг они резко начинают не просто кипеть, они бурлят и выкипают! Ты свободно дышишь весь фильм, а в конце тебя берут за шею и начинают душить. В первой части Легран показывает нам тяжёлые взаимоотношения отца и сына, несмотря на то, что у юного актёра слов не много, все эмоции прекрасно читаются в его глазах, этот пронзительный взгляд знаком зрителю. Так смотрят дети, чьи родители «больше не любят друг друга».  Повествование фактически ведётся от лица отца, но мы не торопимся занять его позицию. Показанные взаимоотношения, недосказанность и реакция других членов семьи – только это наталкивает зрителей на очертания общей картины. Вот за такую тонкую работу Ксавье Легран и получил Серебряного Льва за лучшую режиссёрскую работу на прошедшем Венецианском фестивале.

custody.jpg

В Венеции «Опекунство» ушло не с одним призом, картина была также награждена как лучший дебют. Фильм получил эту награду определенно заслуженно, он впечатляет, по форме напоминает о лучших мастерах европейского реализма вроде братьев Дарденн или Михаэля Ханеке, а благодаря содержанию кино возводится в рамки самых остроактуальных социальных драм последних лет. Ведь проблема семейного насилия  крайне актуальна в наши дни, её не решить так сразу, но нужно донести до человечества, дать понять, что о ней необходимо говорить. А донести и развить эту тему на экране задача не из простых, столько нюансов нужно учесть. Как показать через взаимоотношения членов семьи, которая потерпела крах, что раньше в их доме жила любовь? Конечно, с помощью главных героев! Кино выделяется за счёт ярких образов, пока родители выясняют отношения, мы наблюдаем изумительные сцены с участием детей.  Юные актёры идеально передали мысль, что способны как и взрослые переживать и испытывать боль и горечь утраты. Обидеться на папу и смотреть в окно машины исподлобья, думая о своём, так прекрасно удалось сыну, а дочка во время празднования своего дня рождения и выступления на сцене притягивает нас к себе своими неподдельными эмоциями. Веселиться, когда знаешь всю подноготную данного момента, что бы ни испортить гостям вечеринку, не подавать виду, что мир рухнул давно, а сейчас вдребезги рушат его обломки.

Custody2-1920x1080.jpg

Помните, я говорила, что вас в конце фильма резко начнут душить? Произойдёт это в ванной. Страх, боль, ненависть, непонимание, безысходность. Столько эмоций в этой сцене. Сам её ракурс, когда мы  наблюдаем за героями сверху, символизирует замкнутость, хрупкость и уязвимость. Отличное внимание к деталям. Идеально воссозданный телефонный разговор между потенциальной жертвой и оператором службы спасения. Вообще оператор выполнил свою работу на сто процентов: грамотная речь, нужные слова и невозмутимость, притом, что капли пота предательски говорят о критичности ситуации. А бдительность соседей и желание помочь чужому человеку оставляет надежду на то, что у человечества есть шанс сохранить гуманность и доброту.

custody-2017-002-blond-boy-and-man-inside-van-crop.jpg

Проблемы подобны снежному кому: если их оставлять на самотёк, то разрешить их будет практически невозможно или, что ещё хуже, попросту поздно. Нельзя пренебрегать своей жизнью и жизнью своих детей. Нам грамотно показали в «Опекунстве» почему нельзя. Важно знать, что кроме друзей и знакомых есть ещё службы, которые смогут бесплатно оказать психологическую помощь или обеспечить безопасным приютом. А ещё хочется призвать людей бережнее относиться к своим близким и беречь друг друга. Ведь семьи создаются для счастья, так пусть оно в них и живёт.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s