Чужеродный элемент. Рецензия на фильм «Парадокс Кловерфилда»

10 лет назад Джей Джей Абрамс породил воистину уникальное явление для эпохи ремесленников, отрезающих так, как отмерено продюсерским коллективом: до самого просмотра Cloverfield зритель и не представлял себе, что же он увидит, заплатив за билет. Вокруг фильма целенаправленно воздвигался антураж своеобразной таинственности — то были недомолвки о жанровой направленности и странный, обрывистый трейлер; создание активных профилей героев картины в MySpace, неожиданно исчезнувших в день премьеры, и фейковые новости об аварии на буровой платформе. В конце концов, интригующее название, которое толком ничего не значит. Что же такое Cloverfield на самом деле? Фильм о террористической атаке на Манхэттене? О жутком катаклизме, произошедшем в многомиллионном городе? Все замерли в подспудном ожидании неизвестного.

36AhWVCgnuU.jpg

Ответ, впрочем, оказался куда интересней. Мокьюментари о нападении колоссальных размеров монстра на Нью-Йорк воспринималось как нечто оригинальное, свежее, доселе невиданное. Сработала не только ловкая рекламная кампания, но и сноровка Абрамса, который как режиссёр «Остаться в живых» не понаслышке знаком со словом саспенс. Некой хаотичностью постановки (характерная черта найденной плёнки) фильм бросал в холодную дрожь даже готового к самым неожиданным действиям зрителя. А успех состоял как в положительной реакции аудитории, так и в шестикратной окупаемости.

Дальнейшая тактика Абрамса также не была лишена изобретательности. Переквалифицировавшись в штатного продюсера проектов киновселенной, он позволил таким образом реализовывать новичкам свои амбициозные идеи. «Кловерфилд, 10» ― это методично ударяющий по нервным окончаниям герметичный триллер, связь которого с первым фильмом, на первый взгляд, едва уловима. Именно «Парадокс Кловерфилда» призван был расшифровать диалог между ними, став промежуточным звеном в цепи событий, описываемых во франшизе.

5NpzFW3AplQ.jpg

В ночь с воскресенья на понедельник о «Парадоксе» заговорили как о беспрецедентном случае – на устах держались сообщения о специфике маркетинговой кампании, которой не было вовсе. Стоила ли такая находчивая игра свеч – вопрос другой категории. В контексте принадлежности к киновселенной данный фильм выглядит неожиданно слабо. С другой стороны, это, по правде говоря, лишь качественно сделанная «бэшка», без промедлений выпущенная на стриминговом сервисе, отчего и требования к ней соответствующие.

Среди представителей франшизы «Парадокс Кловерфилда» самый дорогой – и тут ощущается буквально каждая вложенная копейка. Сцены с демонстрацией масштабов или же разрушений космической станции (в финальные полчаса – тем более) смотрятся довольно эффектно, в особенности, в сопряжении с тем фактом, что при производстве среднестатистического голливудского блокбастера подобного бюджета хватило бы только на оплату гонораров мастеров экрана.

7U8rRk-YYIA.jpg

Да, актерский состав фильма, собственно, не блистает широко известными именами за исключением, быть может, Брюля, но и имеющимися ресурсами распоряжается не слишком лаконично: что хронометража, что навыка для обрисовки персонажей сценаристам явно не хватило. В кадре присутствует не более чем универсальный комплект типажей. Предыстории была удостоена лишь главная героиня, наделённая единственной за фильм моральной дилеммой, чётко выраженной, но очень слабо обыгранной. Впрочем, старания Эмбаты-Ро, отметившейся ранее в «Чёрном зеркале», однозначно достойны похвалы.

Gy3ReATHIvw.jpg

Прошлые два фильма по-настоящему пугали. Про «Парадокс» подобное едва скажешь – дебютанту, Джулиусу Она, попросту не достаёт смекалки при полном наборе средств. В определённые моменты фильм умеет быть действительно жутким, а когда не справляется с истерией происходящего, включает ассоциативный ряд: наверняка при просмотре вы не раз припомните популярную легенду о Филадельфийском эксперименте. Проблема в данном случае заключается в том, что в определённые моменты, призванные окутать зрителя леденящим трепетом, заместо напряженных вздохов слышен лишь ехидный смешок. Складывается ощущение, будто для команды корабля обретшая способность передвигаться отсечённая рука – дело будничное.

Парадокс приквела: несмотря на то, что фильм не имеет никакой ценности вне киновселенной, он усматривается чужеродным элементом в общей системе. Все потому, что соткан он заметно хуже остальных – и на уровне режиссуры, и на уровне драматургии. Идея «Частицы бога» (так ранее назывался проект) зародилась ещё до необычного решения Абрамса и несколько лет пребывала в состоянии заморозки. Джулиус Она, получив финансирование, должен был внятно соединить свои идеи с концепцией киновселенной – и вот, мы наконец получили ответы на многие терзавшие нас вопросы. Откуда взялся тот самый монстр? Где же едва видимая связующая нить работ Абрамса и Трахтенберга? Уделить внимание «Парадоксу» стоит хотя бы ради удовлетворения кипучего любопытства.

uzgNjGoB6Dg.jpg

Наиболее выгодно «Парадокс Кловерфилда» смотрелся бы, возможно, как один из эпизодов «Чёрного зеркала» – тогда он бы обрёл недостающую индивидуальность. Полагаем, о потраченных полутора часах жалеть вы не станете, но советуем во всяком случае несколько принизить ожидания – это явно не тот исход, которого мы верно предвкушали.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s