Вивисекция аристократии. Рецензия на фильм «Хэппи-энд»

По завершении сеанса «Хэппи-энда» мне незамедлительно был задан вопрос о том, получил ли я, собственно, удовольствие от просмотра. Решительно ответил: «Никакого, но мне очень понравилось».

Следует отметить, что работы Ханеке принципиально не рассчитаны на какое-либо удовольствие аудитории – концентрация внимания на скрытом, иногда едва уловимом, человеческом садизме даёт о себе знать. В подкорке фильмы его плотно оседают и благодаря известному хулиганскому надлому зрительских ожиданий – в «Забавных играх», как мы помним, буквально все ружья неожиданно выстреливают, правда, не в ту сторону. Да и не стеснялся Ханеке никогда точечно бить по нервным окончаниям, в особенности, буржуазного общества, ведь многие так и считают (и, наверное, по праву) самой кошмарной из поставленных им сцен смыв свежих банкнот в унитаз.

K9eMeKLGmQc.jpg

Кусает Ханеке по-прежнему очень больно. По большому счёту, «Хэппи-энд» ― это вивисекция показательной аристократической семьи, в которой и понятия семьи-то не осталось вовсе. Каждый будто изолирован от остальных, каждый по-своему высокопарен. При видимом благополучии эти люди никого не любят. Заботится о семье в картине лишь героиня Юппер, но и то в несколько извращённой форме – только о её репутации. Дворянское гнездо, так скажем, уже прекратило своё существование в современном мире как пережиток прошлого, но трагедия в том, что альтернатива ему ничуть не лучше.

Нового поколения Ханеке побаивается и не понимает. Если напыщенные условности «высшего света» объясняются стремлением вырасти в чужих глазах, то ориентиры у молодёжи попросту отсутствуют. Тут резво прошлись и по инстаграмам, и по видеоблоггерам. Девочка, ради забавы транслирующая травлю хомяка таблетками – диагноз нехороший, дамы и господа. Не говоря уж об абсурде, происходящем в финале, который захватит вас лихорадочным смехом.

GecnfDDxLRo.jpg

Причём этот смех – скорее защитная реакция, ведь трагического здесь куда больше, нежели комического. Например, желание застигнутого маразмом дедушки, который, по уверению врачей, «слишком здоров», размазаться о дерево на казенном автомобиле, с одной стороны, бесконечно цинично и уморительно (ей-богу, диалог с парикмахером вас разорвёт) – с другой, оставляет смотрящего обескураженным. На удивление, смех сквозь такое замешательство работает очень эффективно. Взгляд австрийца напрочь лишен сентиментальности, и его циничные замечания достигают своей цели. Новая его работа – благодатная почва для дискуссий снобов всех мастей.

В конце концов, «Хэппи-энд» отлично снят. Речь не столько о взятых планах, сколько о некой текучести фильма. Ханеке позволяет себе статичный трехминутный эпизод (привет «Истории призрака»), позволяет изрядно затягивать паузы. Такая тактика создаёт какую-то приятную суггестивность – трудно угадать, какая часть фильма уже отсмотрена.

-d3hUCztYxg.jpg

Если рассматривать «Хэппи-энд» в ряду кинематографических явлений 2017-го, то это что-то на уровне Аранофски и Лантимоса. Зрелище, нарочито вызывающее дискомфорт у зрителя и отписывающее тому лихую пощёчину. Ханеке хватку не растерял, не без цинизма обрисовывая наиболее интересующую его проблему – массовое притупление чувств. Это конец, но, увы, нисколько не счастливый.

 

В прокате с 25 января.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s