АМФЕСТ-2017: «Сильвио» и «Смерть на Аляске»

B4CdwkSStQ0.jpg

Горилла-громила

В 2015 году будущие партнёры по режиссёрскому креслу Кентакер Одли и Альберт Бирни запустили кампанию по сбору средств для их проекта мечты через краудфандинговый сервис Kickstarter. Этот процесс не особо затянулся, поскольку у их фильма ещё даже до старта съёмок была приличная фан-база. Их фильм – это полнометражная версия популярного в своё время интернет-проекта «Просто Сильвио», который функционировал на платформе Vine, где любой желающий мог разместить свой видеоролик продолжительностью в несколько секунд. Сильвио – это антропоморфная горилла, которая живёт обычной жизнью в большом городе среди людей, ходит на работу в агентство по сбору долгов, а в свободное время увлекается кукольным театром. Сам персонаж родился в 2013 году, когда Альберт Бирни во время турне со своей музыкальной группой натянул на себя костюм гориллы во время выступления. Новый образ приоткрыл в нём скрытые таланты, раскрепостил и навёл на мысль показать Сильвио всему миру. Мечта сбылась – полнометражный фильм увидел свет в 2017 году, с успехом прокатился по ряду мировых фестивалей и даже доехал вместе с режиссёрами до России.

e8PrQd4qdI4.jpg

С самого начала проект «Просто Сильвио» имел форму коротеньких комедийных скетчей. Можно сказать, что такой формат перекочевал в полнометражную версию. Мы наблюдаем за тем, как Сильвио по средствам электронного синтезатора речи пытается дозвониться до клиента, задолжавшего их агентству, скачет по пушистым облакам после автомобильной аварии, видим бессмысленные бытовые спектакли про то, как ручная кукла по имени Герберт Герпельс ложится спать или готовит тосты, смотрим на то, как горилла в модном костюме битой крушит вазы, мебель и люстры. И всё это весьма забавно, но кажется излишне наигранным специально для сегодняшней интернет-аудитории, которая всё больше отдаёт предпочтение коротким комедийным видео, забывающимся уже через час после просмотра. Нет, конечно, у «Сильвио» есть номинальная сюжетная линия – главный герой встречает должника, который в подвале своего дома снимает утреннее шоу, и они вместе решают сотрудничать: Сильвио (под шкурой которого всё также Альберт Бирни) видит во встрече перспективу для его кукольных представлений, а Эл Рэйнольдс (со-режиссёр Кентакер Одли) – способ привлечь новую аудиторию и поднять рейтинги. Подобное развитие событий сюжетно близко к скромному американскому независимому фильму, также показываемого в рамках Амфеста, «Приключениям медведя Бригсби», где персонажи объединяют свои интересы для общей цели. Но в дебюте Дэйва МакКери поступки героев более осознаны, обоснованы и без корыстных намерений, да и сам фильм куда глубже, цельнее и обдуманнее. А у Одли и Бирни «Сильвио» получился рядовым инди-фильмом с претензиями на артхаус, но на деле напоминающий скорее студенческий фильм с амбициозной идеей, сокрытой где-то под обезьяньим костюмом.

XMXvxLlSQHo.jpg

Режиссёры с трепетом и ярким воображением создают гармонирующие, красивые кадры, меняя разноцветный пижамы главного героя, обставляя интерьер интересными деталями: натюрмортами на стене, огромными картинами с овечками, милыми табличками с высказываниями о настоящей дружбе, стареньким телевизором, офисным цветком с надетыми на него наушниками с музыкой. Всё это выглядит изумительно (особенно на контрастах), но не несёт абсолютно никакой смысловой нагрузки и не играет особой роли в происходящем. Весь этот цветастый и идиосинкратический декор так и остаётся декором на протяжении всего фильма, изображая столь же безжизненные и искусственные, как резиновая маска гориллы, кадры. Альберт Бирни и Кентакер Одли из идеи «а давай наденем костюм гориллы и посмотрим, что будет» явно выжали максимум, по крайней мере, сняв качественное низкобюджетное инди из любительских интернет-роликов. Они разбавили фильм фэнтезийными элементами, комическими сценами и драматическими фрагментами, придумали любопытные декорации, показали эпизоды с куклами, баскетболом, голубым небом, а что всем этим режиссёры хотели сказать – они сами не знают.


tff17_sweet_virginia__jessica_gagne__2.jpg

Падение с быка

А вот режиссёр Джэми М. Дагг со своими намерениями кристально ясен. Его мрачный, жесткий нео-нуар «Смерть на Аляске» ― это напряжённый, плотно упакованный палп-фикшен, от которого мороз по коже, но невозможно оторваться. С точки зрения географии, события разворачиваются в забытом богом городишке самого северного штата Америки, с точки зрения духа – где-то на территории братьев Коэн. Преступная волна прошлась по маленькому провинциальному городу, словно лесной пожар, виной чему один единственный человек по имени Элвуд (Кристофер Эббот), как нельзя кстати подходящий под описание «сила природы». Он поселяется в небольшом мотеле Sweet Virginia (именно так называется кино в оригинале, что не является отсылкой к чрезвычайно популярной в 2017 году песне Джона Денвера), управляет которым бывший чемпион по родео Сэм (Джон Бернтал). Познакомившись, они узнают, что у них общие корни – оба из Виржинии. А ещё общая знакомая – новоиспечённая вдова Лила (Имоджен Путс), заказавшая собственного мужа Элвуду (эдакая обратная сюжетная завязка из «Фарго»), но внезапно обнаружившая, что расплачиваться ей нечем.

sweetvirginia.jpg

Именно Кристофер Эббот (чья феноменальная игра в «Джеймсе Уайте» стала украшением 2015 года), изображая жестокого и неуравновешенного киллера с намеренно нечётким произношением, задаёт тон всему фильму. Он привносит все оттенки обезображенной и застилающей глаза злости в свою роль, захлёбываясь от ярости и избивая до полусмерти незнакомцев, его Элвуд ― это второе пришествие Антона Чигура в кинематограф, чьи методы включают в себя все сорта ультра-насилия. Но и Бернтал не уступает ему ни дюйма экрана в нетипичной для себя роли персонажа, преследуемого собственным прошлым и который просто хочет начать всё с чистого листа. Эти двое спокойно могли бы поменяться ролями, ибо таланта хватает у обоих, но именно в таком раскладе оба актёра сияют в этом непроглядном, мрачном царстве ночи и жестокости.

TFF17_SWEET_VIRGINIA__KERI_ANDERSON__1.jpg

«Смерть на Аляске» ― это инди-кузен «Ветреной реки» Тейлора Шеридана с тем же Бернталом, но только ещё и со знанием, кто убийца, с самого начала. Обе картины крайне холодные, вот только Дагг обходится даже без снега в кадре. Его фильм суровый, как падение с быка, что испытал Сэм в прошлом, аутентичный и темный. И тёмный он, не потому что локация расположена на дальнем севере, где в определённое время года ночь становится невероятно длинной, а из-за эстетики самого фильма, в котором даже днём у теней есть тени. Это достигается благодаря операторской работе канадки Джессики Ли Ганье, чьи длинные неприукрашенные планы буквально пульсируют потенциальным простором для насилия. Ночные пейзажи вместе со строгим и отлаженным музыкальным сопровождением братьев Блэр рождают неописуемо атмосферное кино, которое визуально покоряет. «Смерть на Аляске» держит в напряжении от начала до конца с такой эффективностью, что становится трудно дышать при просмотре. Кроме того, на общую эстетику фильма работают ещё и локации, на которых всё происходит, ― они столь же отчуждённые, как и действующие лица.

Сценарий братьев Чайна, попавший в 2012 году в «чёрный список», конечно, не идеальный и порой слишком часто опирается на недосказанностях, однако в нём отлично приписаны диалоги, он достаточно последовательный и дотошный по отношению к персонажам. Вдобавок, для настоящих ценителей нео-нуара «Смерть на Аляске» ― настоящий, необработанный и ещё даже не очищенный от земли и грязи алмаз. Будто бы братья Коэн экранизировали рассказ Антона Павловича, в котором и чеховское «краткость – сестра таланта» вписывается в формат минималистического жанрового триллера, и ружьё стреляет.

 

Фильмы просмотрены в рамках 12-го кинофестиваля американского кино АМФЕСТ.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s