Ода независимому кино. Рецензия на фильм «Медведь Бригсби»

Индустрия развлечений ширится день ото дня в геометрической прогрессии. Гик-культура испытывает настоящую эпоху Возрождения, в которой буквально каждый найдёт себе что-нибудь, от чего будет фанатеть и  что обожать всем сердцем. Технологии развиваются, становятся доступными, что позволяет превращать свои собственные идеи в скромные кинофильмы с помощью обычного смартфона с минимальными затратами на декорации и рабочую силу. Мы живём в век, когда стало обычным создание собственного культа, ориентировано всего на 2-3-х человек. Создание целого фильма с аудиторией в 5 человек, объединённых одной фанбазой. История учит, что всё великое начинается с малого. Некоторые идеи зарождаются в кругу близких друзей и остаются в нём навсегда. Другие же выходят за его пределы, распространяясь подобно вирусу и заражая всё больше людей. Именно таким путём весь мир узнал о покемонах, героях Марвел, Диси и других комиксов, персонажах Adventure Time, черепашках-ниндзя и многом другом, что уже стало привычным в поп-культуре. Режиссёр-дебютант Дэйв МакКери исследует сам феномен гик-культуры, наглядно демонстрируя, как из истории для одного рождается культ для миллионов.

20170613-screen-shot-2017-06-13-at-2-18-52-pm.png

Объект культа – костюмированная передача про медведя Бригсби. Аудитория у неё – один человек, уже почти взрослый Джеймс (Кайл Муни). Джеймса похитили ещё в самом младенчестве и принесли в подземный бункер, где его воспитывают и обучают якобы его родители (Марк Хэмилл и Клэр Дэйнс). Они припадают ему математику (больше похоже на вымышленную), говорят, чтобы никогда не выходил на улицу (ибо воздух там заражён), а остальные же знания Джеймс черпает из телепередачи, видеокассета с которой каждое утро появляется у него под дверью (каждый раз с новой, специально записанной серией). Мы застаём историю на последних днях героя в бункере: одной ночью к ним врывается специальный отряд полицейских, арестовывает фальшивых родителей и освобождает Джеймса, который даже не подозревал о существовании жизни вне четырёх стен.

16-brigsby-bear.w600.h315.2x.jpg

После вступления в стиле «Шоу Трумана» начинается социальная адаптация Джеймса и знакомство с его реальными родителями, которые искали его все эти годы. Сюжетный поворот, который мы видели в «Комнате» Леонарда Абрахамсона, здесь приобретает совсем другой оттенок – более светлый и в лучших традициях Мишеля Гондри (его «Перемотки» в частном порядке). Детектив Фогель (Грег Киннир) открывает юноше тайну, что его кумиром детства, медведем Бригсби, всегда был его ненастоящий отец, который в одиночку ездил на огромный склад с реквизитом, надевал костюм медведя и снимал невероятные космические приключения исключительно для Джеймса. Но ещё больше потрясает протагониста поход в настоящий кинотеатр, куда его отводит кровный отец Грег (Мэтт Уолш). Будучи всецело ошеломлённым и поражённым увиденным, Джеймс спрашивает, кто снял это кино, снял ли он все фильмы на свете и кто вообще может снять свой фильм. «Любой», – отвечают ему родители. Тогда-то у Джеймса зарождается идея – собственноручно закончить историю медведя Бригсби.

download-970x545.jpeg

Режиссёр не сильно насмехается над Джеймсом и его недопониманием современного мира – хотя очень забавно наблюдать за тем, как герой учится искать ответы через поисковик в интернете, дополняя каждый запрос в конце благодарственным «спасибо» – вместо этого история фокусируется на том, как самозабвенная вера в свою идею и увлечённость становятся заразительными для окружающих. Первым помогать ему решается новый и единственный друг Спенсер (Хорхе Лендеборг мл.), с которым он познакомился на первой в своей жизни вечеринке. Так случилось, что Спенсер мечтает стать CGI-художником и фактически в идеале умеет обращаться с компьютерной графикой. Они всё больше начинают рассказывать всем о своей задумке, о медведе Бригсби, Годном Гусе и других персонажах вымышленной вселенной, звучащих столь нелепо, как однажды звучали Бэтмен, Супермен, Человек-паук и Капитан Америка. Джеймсу удаётся раздобыть свои VHS-кассеты с несколькими сезонами, которые после конвертации попадают на YOUTUBE – одну из фундаментальных площадок для раскрутки авторских идей в век высоких технологий и интернет-зависимости.

kyle-mooney-brigsby-bear.jpg

Дебютная картина МакКери чем-то напоминает другой санденсовский хит – «Я, Эрл и умирающая девушка» Альфонсо Гомеса-Рехона. Оба фильма являются одами независимому кинематографу, творение которого объединяет и становится подспорьем для реальной и крепкой дружбы. Но у МакКери процесс производства фильма становится метафорой социальной адаптации главного героя, через него он познаёт столь чуждый и непривычный для себя мир. И важнейшим элементом «Медведя Бригсби» является реакция окружающих на психическое состояние Джеймса, они не пытаются переубедить его, заставить забыть о том детском телешоу, даже детектив Фогель постепенно начинает втягиваться в задумку, изобразив одного из героев будущего фильма с воистину шекспировским исполнением. Поначалу все, естественно, считают это ненормальным, но никак не больным, неправильным. Это очень важный сценарный ход, уводящий с поверхности вопрос временной социальной недееспособности и выводящий в авангард историю о том, как локальная увлечённость и всего несколько друзей рождают кое-что по-настоящему грандиозное.

Brigsby-Bear-new-picture-3.jpg

«Медведя Бригсби» можно назвать странным, но порой в нём не хватает причудливости, зачастую свойственному инди-кинематографу. Его можно охарактеризовать смешным, но юмор здесь не такой как, например, в той же «Умирающей девушке», он крайне своеобразен и местами излишне осторожный, сдержанный. Это слегка удивляет, если глянуть на продюсеров фильма: во-первых, Фил Лорд и Кристофер Миллер, авторы «Лего. Фильма» и дилогии «Мачо и ботан», и, во-вторых, комедийно-пародийный коллектив The Lonely Island, чей заводила, Энди Сэмберг, даже отметился эпизодической ролью в картине. Но сценарий всё-таки писал исполнитель главной роли, комедиант Муни, так что этим можно объяснить отсутствие фирменного жёсткого и стёбного юмора The Lonely Island и минимум иронии, что так любят Лорд и Миллер (эта самая любовь, между прочим, довела до смены режиссёрского поста спин-оффа «Звездных войн» о Хане Соло).

brigsby-bear-sundance-2017-review.png

Дебют МакКери получился очаровательной хвалебной песнью попкультурной одержимости. И пусть кино осталось без наград на Санденсе и Каннском кинофестивале (участие в которых само по себе можно смело назвать достижением для любого режиссёра), приз зрительских симпатий «Медведю Бригсби» гарантирован от любой аудитории.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s