Неслабый пол. Рецензия на фильм «Фантастическая женщина»

Во многом благодаря Пабло Ларраину весь мир (по крайней мере артхаусная его часть) начал всерьёз воспринимать чилийский кинематограф, уже постепенно завоевавший звание самого смелого и прогрессивного на всём южноамериканском материке. Но кроме продвижения национального кино в качестве режиссёра, Пабло себя показал грамотным продюсером. Так он объединился с другим талантливым чилийцем Себастьяном Лелио для производства драмы «Год тигра» в 2011 году, а два года спустя вышла «Глория», обласканная критиками и получившая сразу несколько почётных наград на Берлинском кинофестивале (включая за лучшую женскую роль). Картины Лелио в основном были лишь исключительно чилийского производства, либо копродукцией его родины, Испании и один раз Франции. Поддержать его следующий фильм – «Фантастическая женщина» – на этот раз решила Германия в лице самой Марен Адe, режиссёра прошлогоднего великолепного «Тони Эрдманна». Марен сейчас в Европе не просто одна из ведущих кинематографистов, она в первую очередь искусно разбирается в конфликтологии и, кроме того, как никто другой умеет показывать сильную современную женщину. Данный фильм как раз сочетает в себе лучшее из обеих школ: немецкая выдержка и умение актуализировать личностно-половые конфликты + чилийская прогрессивность и поэтическая манера высказывания на злободневные темы.

mujer-f-1200x600.jpg

Марина (Даниэла Вега) работает официанткой и хочет стать певицей. Ей около тридцати, и она не стремится достать до небес или прыгнуть выше головы. Однажды в клубе с ней знакомится представительный администратор текстильной фабрики Орландо (Франсиско Рейес), старше её на 20-30 лет. Но ни возраст, ни социальные различия не мешают этим двоим влюбиться по уши. После страстной ночи, проведённой вместе, с Орландо случается беда – проснувшись, он почувствовал сильную боль, а какое-то время после осмотра его в больнице врачи констатировали смерть мужчины от аневризмы. Марина в шоке и не понимает, как такое могло произойти. Но на этом беды для героини не заканчиваются: семья Орландо вместе с его бывшей женой начинает настоящую травлю Марины, специальный детектив инициализирует унижающее расследование по поводу причастности её к смерти партнёра, а ещё врачи и полицейские с пренебрежением относятся к Марине как к мужчине. Основания на поверхности – она не просто женщина, она фантастическая, ненастоящая, сменившая пол.

berlinale-900x433.png

Нужно признать, что снять настоящего трансгендера в роли трансгендера уже задумка прогрессивная (хотя такое уже проделывал Шон Бэйкер, но то были либеральные Штаты, а здесь консервативное в этом плане Чили). Но Себастьян Лелио пошёл дальше, он не стал загружать своё кино политической стороной вопроса и проблемами социальной борьбы за права трансгендеров, его «Фантастическая женщина» ― это пульсирующая человеческая драма. Утончённое и берущее за душу высказывание на тему, что мы принимаем за «нормальное».

Una-Mujer-Fantástica-A-Fantastic-Woman-.jpg

Вспомнив Ларраина, у Лелио эмоционально проникновенная сингулярность одинокой женщины, надломленной потерей близкого, напоминает прошлогоднюю «Джеки». Вообще, для чилийцев свойственен реализм в кино, которого здесь также достаточно, но есть и кое-что ещё – не менее родное для южноамериканских авторов. Магический реализм. Начиная с постоянно «возвращающегося» к Марине её умершего Орландо и заканчивая фантастической по красоте и посылу сцене, где героиня идёт навстречу сильному ветру, сносящему абсолютно всё, но только не Марину. Именно через такое приходится ей проходить в реальной жизни, идти против убеждений, осуждений и презрений, сбивающих с ног любых, слабых духом. Но Марина не такая. Она сильная. Эта сцена – метафора того, как ей даётся постоянно быть уверенной в себе и отстаивать свою позицию в самых неблагоприятных для этого ситуациях.

201712954_1_IMG_FIX_700x700.jpg

Себастьян Лелио снял сильную современную драму, отчасти напоминающую психологически и структурно сложные мелодрамы среднего периода Альмодовара («Цветок моей тайны», «Поговори с ней», «Всё о моей матери»). Фильм-исследование женского одиночества, сексуальности, унижения и эмоциональной устойчивости. Ода действительно фантастической женщине.

 

Впервые опубликовано на newlookmedia.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s